![]() Советыпсихолога |
МБДОУ "ДЕТСКИЙ САД компенсирующего вида№ 34" г. ОрлаКак подготовить малыша к детскому саду.Известно, что смена социальных отношений представляет для ребенка значительные трудности. Тревожное состояние, эмоциональная напряженность связаны с отсутствием близких для ребенка людей, с изменением окружающей обстановки, привычных условий. Постигаемый ребенком жизненный опыт может помочь ему включиться в новые социальные отношения, совместную деятельность, адаптироваться к изменившимся условиям, но он способен привести к негативным последствиям, что весьма существенно для эмоционально-личностного опыта ребенка. Отрицательный эмоциональный опыт может породить высокую тревожность детей. Поскольку условия детского сада одинаковы для всех, то возникает задача адаптации каждого отдельного ребенка с его выраженной индивидуальностью к этим общим условиям. Прежде всего, необходимо подготовить ребенка к посещению детского сада. Необходимо рассказать ему, что такое детский сад, для чего туда ходят дети, Подробно рассказать ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет рассказ и чем чаще он повторяется, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ребенок, когда пойдет в детский сад. Необходимо спрашивать у малыша, запомнил ли он, что будет делать в детском саду после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, что он будет делать после обеда. Вопросами такого рода родители могут проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность событий. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит так, как и было обещано, он чувствует себя увереннее. Необходимо готовить ребенка к общению с другими детьми и взрослыми, посещать с ним детские парки и площадки, приучать к игре в песочницах, на качелях, наблюдать, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, или легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован. Известные трудности в адаптационный период испытывают дети, привыкшие к общению только с родителями. Замкнутый образ жизни семьи, недоброжелательное отношение родителей к окружающим людям - причины, тормозящие у малыша образование умения контактировать с незнакомыми взрослыми. Дети радушных, гостеприимных, дружелюбных родителей, дети из семей, состоящих из многочисленных родственников, легко вступают в контакт с воспитателем, няней. У таких детей, как правило, адаптационный период длится несколько дней. Малыши из таких семей деятельны, веселы, много играют, общаются. Плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети, которых чрезмерно опекали в семье, Которые не знают родительского "нельзя". Ребенок, у которого дома не тренируется способность тормозить свои желания, с трудом усваивает и выполняет правила поведения, взаимоотношений, приучение к которым начинается с первого дня пребывания в детском саду.Влияет на адаптацию тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, не давая возможности побыть самим собой. Эти индивидуальные особенности при адаптации надо учитывать. Если ребенок "шустрик", он быстрее осваивает игровое пространство и дольше притирается к сверстникам. С ребенком "мямликом" же возможны совершенно противоположные метаморфозы. Для того, чтобы помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада, необходимо максимально приблизить распорядок дня дома к режиму детского сада. Причем в выходные дни тоже. При этом важно упорядочить часы сна, питания, бодрствования, при проведении режимных процедур всемерно поощрять и развивать детскую самостоятельность. Желательно познакомиться с меню детского сада и приучать ребенка к блюдам, включенным в него. Чтобы ребенок не чувствовал дискомфорта, нужно заранее приучить к горшку, отучить от соски, научить есть ложкой и т.д. Для предупреждения болезней, которые часто сопровождают вступление в новую жизнь малыша, необходимо его закаливать. Хождение босиком в помещении и по земле летом - самый простой и эффективный способ. Он укрепляет не только иммунную, но и нервную систему. Очень полезны любые водные процедуры. Постепенно приучать ребенка к прохладному питью. Нельзя забывать о витаминных комплексах для детей и гомеопатических препаратах долговременного действия для профилактики ОРВ и гриппа. Когда ребенок приходит в детский сад, ему предстоит знакомство не только с детьми и взрослыми, но и с массой самых разнообразных возбудителей болезней. Какой бы крепкой ни была иммунная система ребенка, это очень большая нагрузка. Поэтому рекомендуется в первый месяц посещения детского сада соблюдать маршрут "дом-сад". Не надо ходить в гости, посещать массовые мероприятия. Такой строгий порядок поможет иммунной системе ребенка познакомиться со всеми болезнетворными бактериями и при этом не заболеть. Нарушение данного правила может привести к иммунным сбоям. Вхождение ребенка в детский сад должно быть постепенно. В привыкании к новым условиям важную роль играет возможность приносить с собой свои игрушки или любой предмет, напоминающий ребенку его дом. Это создает для ребенка фон уверенности, обеспечивает психологический комфорт. Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. Для этого надо заранее рассказать ему о детском саде, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы он туда пошел. Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ему, что скоро он сможет туда ходить. Необходимо рассказать ему подробно о режиме в детском саду, что и в какой последовательности он будет делать. Когда ребенок это знает, он чувствует себя увереннее. Научите играть малыша с другими детьми, научите делиться его игрушками с другими детьми. Рассчитайте свои силы, возможности и планы, иногда на привыкание уходит до полугода. Не сомневайтесь в целесообразности детсадовского воспитания. Ваши колебания ребенок будет чувствовать, и будет использовать, чтобы остаться дома. Легче привыкают к детскому саду дети родителей, для которых детский сад является единственным выходом. Познакомьтесь с другими родителями и детьми. Чем лучше будут отношения с воспитателем, с другими родителями и детьми, тем легче будет вашему ребенку. Никогда не пугайте ребенка детским садом. Заранее отрегулируйте опорожнение кишечника в домашних условиях, пользоваться ложкой, самостоятельно мыть руки, пользоваться туалетной бумагой. Эти проблемы могут стать причиной комплексов у малыша. Расскажите ребенку о трудностях, с которыми он может столкнуться в детском саду, и как ему поступить в этих случаях. Например, если он захочет пить, то ему следует подойти к воспитателю и попросить помощи. Желательно, чтобы дети раннего возраста пораньше уходили домой, т.к. психика малыша в этом возрасте достаточно слаба, он быстро устает от постороннего шума, от нахождения в том же помещении, где много других детей. Да и скучает малыш по родителям первое время очень сильно. Никакие усилия воспитателя не принесут результата, если ребенка будут забирать в 19.00 часов каждый день. Детские страхи.Формирование полноценной активной личности должно прежде всего основываться на воспитании у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своей самоценности, уважения к себе, веры в собственные силы. Ребёнок должен пытаться быть самим собой, не похожим на других. Однако на пути формирования полноценной личности иногда становится страх. Нет человека, который бы никогда не переживал этого чувства. Обеспокоенность, тревога, страх, тревожность – такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, увлечение, гнев, удивление, печаль. Страх берет свое начало в раннем детстве, откуда он может пробираться в будущее человека и терроризировать его всю жизнь. Однако следует отметить: страх, как и другие досадные переживания, не является однозначно вредным. Любая эмоция выполняет определенную конкретную функцию и помогает ребенку или взрослому ориентироваться в окружающей среде, защищает нас от излишнего риска, когда мы, например, переходим улицу т.д. Он регулирует деятельность, поведение, ограждает человека от травматизма. Однако этим, увы, их позитивное влияние ограничивается. По происхождению страхи подразделяются на следующие виды: внушенные, личностно-обусловленные и ситуативные. Внушенные страхи возникают у ребенка под влиянием слов или действий взрослого. Психологи выделяют отдельные конкретные причины внушенных страхов, в частности, запугивание (в шутку или умышленно), физические наказания, принуждения, унижения личного достоинства, высмеивания неудач ребенка и гиперпротекция, когда за ребенка все делают родители. Каждая из названных причин может обусловить возникновение у ребенка одного из конкретных видов страха: перед физическим наказанием, перед неуспехом в деятельности, страх быть высмеянным. Вот некоторые из традиционных высказываний взрослых в этом случае: «Саша, не плачь, потому что сейчас позову медсестру, чтобы тебе сделала укол» (воспитателей детского сада), «Плохо будешь себя вести – отдам чужому дяде» (отец, мать); «Бабайка сейчас придет к тебе» (бабушка). Личностно-обусловленные страхи возникают из неудовлетворенности жизненно важных потребностей для полноценного развития личности. Это могут быть мысли о своих недостатках, недостатки, отсутствие уверенности малыша в любви родителей, разлука с объектом привязанности, страх засыпать, оставаться одному в темном помещении, дома без взрослых, заболеть. Такие страхи очень трудно устранить. Ситуативные страхи вызваны реальными событиями в жизни ребенка. Например, пожар, молния, землетрясение, военные действия, поведение пьяных родителей, мультфильмы или сказка с ужасами, присутствие ребёнка на похоронах. В таких случаях страх возникает как проявление природного защитного рефлекса, но на этом, увы, его действие не прекращается. Ситуативные страхи проходят, но оставляют тяжелый след в психике ребенка и часто переходят во взрослую жизнь человека. Поэтому чрезвычайно важно оберегать детей от ситуаций, которые могут привести к испугу. Равно как и страхи, уже в раннем детстве может возникать такое отрицательное эмоциональное состояние как тревожность, когда ребенок длительное время одинок, лишенный родительской ласки, веселых игр и забав. Отсутствие эмоционально-насыщенной игры с родителями, братьями, сестренками не способствует правильному эмоциональному реагированию на различные стрессовые ситуации, обедняют эмоциональную жизнь ребенка. Дети чаще испытывают тревогу, если считают главной в семье мать, а не папу. Постоянные нервно-психические перегрузки, которые чувствует женщина-мать в следствии подмены семейных ролей, отражаются на их отношениях с детьми, вызывая у них тревогу. Совмещение профессиональных и семейных обязанностей некоторыми матерями также является фактором, что способствует развитию тревоги у детей, поскольку дети постоянно ожидают крик и угрозу со стороны усталой матери, не могут точно предсказать её действия. Тревога у малышей может развиваться не только в неблагополучных семьях, но и в следствии формально правильного, но не достаточно эмоционально теплого (эмоционального) отношения к ним матери, отца, бабушки, дедушки. Дети в таких семьях ограждаются от взрослых стеной равнодушия, негативизма, углубляются в свои переживания. Они, как правило, не склонны к внешнему открытому проявлению своих чувств. Советы родителямВзрослые должны уделять такому ребенку особое внимание. Следует помнить следующие правила.
Задание для родителей:
Домашнее задание: Проведите эти задачи с ребенком для уменьшения уровня тревожности и страхов.
|
|
|
© DS34orel |