В детском саду реализуются следующие учебные программы:
Обшеобразовательная: «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
Коррекционно-развивающая: «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и общим недоразвитием речи» под. ред. Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.
Программа специальных коррекционных образовательных учреждений вида «Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушением движений» под ред. И.А. Смирновой
Советы и консультации для родителей.
Детские игры зимой
В зимнее время надо как можно больше гулять с малышом. Самое популярное развлечение для детей зимой это, конечно, катание с горок. Но что делать, если горки поблизости нет, или кататься уже надоело. Предлагаем несколько весёлых игр, в которые можно поиграть на детской площадке.
Отправляясь на прогулку, прочитайте сказку про Винни-Пуха, который выслеживал неведомого зверя, а в итоге оказалось, что он ходил по своим собственным следам. Предложите ребенку самому стать следопытом. Для начала научите его оставлять четкие следы ножек на снегу, затем попробуйте отличить свой след от чужого, найти мамины и папины следы, проследить свой путь по оставленным следам, «спрятать» свои следы, шагая за мамой след в след. На следующей прогулке научите малыша находить следы зверей и птиц, попросите его пофантазировать, кому принадлежит тот или иной след, расскажите и покажите, как выглядят следы различных животных.
Эту игру можно продолжить и дома: вырезать трафареты со следами и оставлять их на белом листе бумаги.
Для совсем маленького ребенка оставьте на снегу отпечатки кубиков разных размеров и предложите разложить кубики по отпечаткам.
Не стесняйтесь организовывать коллективные игры на своей детской площадке: вам они помогут не замёрзнуть во время долгой прогулки, а вашему ребенку — найти новых друзей.
Каравай. Эта игра знакома всем нам с детства, играют в неё обычно на днях рождения или именинах. Но двухлетние малыши с удовольствием похороводят и без особого повода, особенно если мамы и бабушки встанут в хоровод вместе с ними. Детки постарше "Каравай" любят меньше, но, скорее всего, не откажутся поиграть за компанию.
Правила простые. Один человек встаёт в круг. Остальные берутся за руки и водят вокруг него хоровод, приговаривая: "Как на Катины (имя стоящего в кругу) именины испекли мы каравай. Вот такой вышины (все встают на цыпочки и поднимают руки высоко вверх), вот такой нижины (садятся на корточки и опускают руки вниз), вот такой ширины (расходятся на максимально возможное расстояние, не разжимая рук), вот такой ужины (сходятся к стоящему в круге как можно ближе, не разжимая рук). Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай (хлопают в ладоши)". После этих слов стоящий в кругу называет имя того, кого он выбрал, и названный встает в круг вместо него. Всё повторяется.
Заморожу. Для этой игры нужен водящий — Дед Мороз. Лучше, если это будет кто-то из взрослых. Остальные играющие образуют круг и вытягивают руки вперед. Водящий встает в центр круга и с криками: "Заморожу! Заморожу!" пытается поймать вытянутые ладошки игроков, а те при приближении Деда Мороза убирают руки за спину. Пойманного водящий немного журит: "Ай-яй-яй! Заморозил тебя Дед Мороз!", и игра продолжается.
Игра "В поросят". На нашей детской площадке эта игра очень популярна и зимой, и летом. Правила простые: один взрослый — волк, дети — поросята. У поросят есть домик, например, пространство под горкой. У волка есть логово (лавочка или просто пятачок под деревом). Вначале волк отправляется к себе домой и "спит" (закрывает глаза и руки кладёт под щёку). Поросята выбегают из домика, бегают вокруг логова волка и кричат: "Нам не страшен серый волк, серый волк, серый волк! Где ты ходишь, глупый волк?!" и далее по тексту из бессмертного произведения Сергея Михалкова. В какой-то момент волк просыпается и пытается поймать поросят, а поросята с визгом убегают в свой домик.
Если волк поймает "поросёнка" 1,5-2 лет, то он его немного "поест" (покружит в воздухе или просто слегка потормошит) и отпускает, а сам идёт опять спать. А вот если попадется поросёнок постарше (3,5-5 лет), то можно сюжет усложнить и отвести пойманного малыша в "кладовку" (место около волчьего логова), запереть там на ключ (палочку), ключ положить в карман (чтобы он оттуда торчал и его легко можно было вынуть), и только после этого пойти спать. Дальше свободные поросята пытаются спасти своего собрата. Для этого нужно незаметно вытащить ключ у спящего волка из кармана, открыть кладовку и вместе с заключенным успеть добежать до домика. Волк просыпается, когда хочет, и мешает побегу
Можно добавить в игру артистизма следующим образом: когда волк добегает до поросячьего домика и никого не успевает поймать, он говорит: "Никого не поймал волк и очень рассердился! Он зарычал (волк громко рычит "р-р-р-р"), и зубами застучал (волк стучит зубами), стал царапать стены когтями (волк царапает поросячий домик), но ничего не помогало. Тогда волк подул (волк дует, сильно надувая щёки). Но домик даже не пошатнулся, ведь он был каменный!". В общем, игра предоставляет большой простор для фантазии.
"Репка". Эта игра хороша именно для зимнего времени года, потому что часто сопровождается падениями и кучей-малой. А валяясь по снегу, и не испачкаешься, и не ушибёшься.
Правила такие. Назначают Репку, Дедку, Бабку и т.д. Взрослый — ведущий, если играете в первый раз, то лучше ему также быть и Репкой, чтобы наглядно показать детям, в чем заключается игра. Один из малышей (Дедка) сажает Репку куда-нибудь на лавочку. Ведущий всё это комментирует: "Посадил Дед репку! Растил её, растил, поливал, сорняки полол (Дедка, а при желании и вся его большая семья, выполняет описываемые действия в меру своих артистических способностей), гусениц собирал, удобрял и т.д. И выросла репка большая пребольшая!" После этих слов Репка широко раскидывает руки в разные стороны, в руках держит по небольшому кусочку верёвки (примерно по 40см) или по детской лопатке, также удобно использовать шарф. Ведущий: "И стал Дед её тянуть!" Дед хватается за конец верёвки (или за ручку лопатки) и пытается стащить Репку с лавки, "вытянуть" её. Дальше, как и положено по сюжету сказки, он зовёт на помощь Бабку, Внучку, Жучку, Кошку, Мышку, Катю, Петю, в общем, всех участвующих в игре детей. И тянут они, тянут Репку, пока не вытянут!
Волк у проруби. Это игра по мотивам сказки "Как лиса волка обманула". Один игрок — волк, остальные — рыбки. В первый раз лучше назначить волком кого-то из взрослых (он и продемонстрирует, в чём заключается игра). На пояс волку нужно привязать верёвку (можно шарф), лучше подлиннее, примерно 1,5 метра. Если веревки нет, то можно опять использовать детскую лопатку, держать её сзади двумя руками. Верёвка (лопатка) изображает волчий хвост. Волк садится куда-нибудь (на пенёк или на санки) и рассказывает, что вот он пришёл на речку ловить рыбу, как его научила лиса, на хвост. Хвост волк забрасывает назад "в прорубь" и начинает приговаривать: "Ловись рыбка, большая и маленькая". Дети-рыбки цепляются за хвост и друг за друга. Когда все готовы, волк пытается вытянуть хвост из проруби, а рыбки стараются удержать волка "в проруби", то есть на пеньке.
Золотые ворота. Эта игра довольно известна. Но в первоначальном своём варианте для деток 1,5-2 лет не годится из-за слишком строгих правил. Адаптированный для малышей вариант выглядит так. Двое (или больше) взрослых стоят, держась за руки и образуя хоровод. Руки подняты высоко вверх. Дети бегают между стоящими, пробегая под поднятыми руками. Стоящие в хороводе говорят хором: "Золотые ворота пропускают не всегда! Первый раз прощается, второй раз запрещается. А на третий раз не пропустим вас!", на последних словах руки резко опускают вниз, стараясь поймать внутрь хоровода как можно больше детей. Кто попался — проиграл, кто успел выбежать — выиграл. Дальше игра повторяется сначала.
Дед Мороз и речка. Правила, как в игре в "Колдунчики". Водящий — Дед Мороз. Остальные — капельки в речке. Дед Мороз старается дотронуться волшебным посохом (палочкой) или просто рукой до капелек — заморозить речку. До кого дотронется, тот замёрз. Но оставшиеся капельки могут вновь отогреть замороженного, для этого "тёплой" капельке надо дотронуться до "замороженной". Задача деда Мороза заморозить все капельки в речке.
Помощники Деда Мороза. Все мы знаем, что Дед Мороз любит, когда всё кругом в снегу. Дети могут помочь Деду Морозу укутать снегом деревья и кусты около своей детской площадки. Пусть возьмут свои лопатки и постараются посыпать снегом все веточки, до которых смогут дотянуться.
Снеговик из куличиков. Для того чтобы слепить большого снеговика, нужно, чтобы снега было много, а температура на улице не была слишком низкой. Но даже если на улице крещенские морозы, а сквозь тонкий снежный покров просвечивает земля, можно показать ребенку, что такое снеговик. Вместо того чтобы катать комки, сделайте три куличика из снега (лучше, если у вас будут два ведёрка разного размера) и соберите снеговика из них. А можно построить из снежных куличиков башню и даже посоревноваться, у кого она получится выше. Если снег в ведёрке хорошенько утрамбовывать, то снежные куличики не рассыплются даже при -10?С.
Ангелы
Пожалуй, нет ни одного взрослого, который в детстве не играл бы в снежного ангела. Покажите ребенку, как надо упереться в землю, чтобы потом повалиться назад в снежный сугроб и захлопать в снегу руками и ногами, как будто летишь; снег облепит малыша, и его одежда будет белоснежно-ангельской, а руки станут похожи на крылья. Потом помогите малышу осторожно встать, не разрушив его "ангельскую" форму. Только что выпавший снег - прекрасное пушистое ложе, и ребятишки любят, лежа на нем, как бы парить в свежести солнечного зимнего дня.
Если игра в ангелов уже не в новинку вашей семье, попытайтесь создать с ребенком другие снежные образы, напоминающие разных животных. Возможно, ваш сын сможет сообразить, как улечься на один бок и согнуть руку так, чтобы след от него походил на слоновый хобот, или ребенок может встать в снегу на четвереньки и вообразить, что это не его, а лошадиные ноги в снегу, а сам он лошадка.
Снежные создания
Лепить снеговиков - это обычное дело. А вот делаете ли вы снегурочек, маленьких снеговичков, снежных собак, котов или черепах? Этим хорошо заняться, если в творческом процессе участвует несколько человек, вот тогда можно вылепить снежное семейство или целый зоопарк снежных обитателей. Если вам хочется, чтобы проезжающие мимо люди еще больше восхищались вашим творением, то принарядите ваших снеговиков. Шапка и шарф вполне традиционные украшения для снеговиков, а что вы думаете о том, чтобы повязать вашей снегурочке на голову платок или надеть большую дамскую шляпу? Возможно, ей придутся кстати кухонный фартук и деревянная ложка. Если вы любите ходить по магазинам, то купите несколько недорогих вещей специально для того, чтобы использовать их для ваших снеговиков после следующего большого снегопада. Если вы играете в снегу с очень маленькими детишками, делайте снеговичков тоже маленькими, чтобы не утомить ребенка.
А еще вы можете попытаться сделать черепаху, для этого нужно вылепить из снега куполообразную форму, напоминающую панцирь черепахи, и приделать к нему четыре маленькие ножки, голову и хвост.
Снежные скульптуры
Из снега можно вылепить не только снеговиков. Подскажите вашему ребенку, что снег такой же материал для лепки, как и глина, который можно использовать для создания разных существ и предметов.
С помощью кухонных формочек, пластиковых коробочек от продуктов и горшочков всех размеров можно вылепить формы разной конфигурации, потом скрепить их. Маленькие шарики из снега хорошо соединяются между собой с помощью палочек или зубочисток, и таким образом из них получаются самые различные скульптуры. Покажите вашему ребенку, как соединять фрагменты его скульптурного произведения "снежным клеем", то есть обрызгивая их водой. Если снег пушистый и рассыпается, дети могут добавить к нему воды или положить сделанные формочки в морозильник на несколько часов, чтобы дать им затвердеть.
А еще вы с ребенком можете устроить снежный пир для птиц. Сделайте чашечками снежные пирожные и украсьте их настоящим замороженным птичьим кормом.
Варежка-подружка
Если вашему сыну или дочке хочется пойти погулять по снежку, а рядом нет никого, кто составил бы малышу компанию, предложите ему поиграть с варежкой-подружкой. Возьмите варежку, у которой потеряна пара, - и сделайте ей лицо: из пуговичек - глазки, а из красной нитки - рот (или нарисуйте лицо). Теперь ваш малыш с удовольствием возьмет на улицу варежку-подружку и поучит ее, как играть в снегу.
Снежное искусство
Иногда зимние дни просто великолепны, но порой бывают холодными и мрачными, тогда совсем не хочется долго гулять на улице. Вместо этого пусть ваш ребенок сам создаст более теплый и сухой снежный пейзаж дома. Здесь есть две возможности.
Можно нарисовать зимний пейзаж. Разломайте плотную коричневую коробку от обуви, ее дно вполне подойдет для рисования. Потом пусть малыш украсит темный фон нарисованной сценки маленькими кусочками ваты, их сначала надо обмакнуть в муку, а потом нанести на рисунок. Еще лучше будет приклеить кусочки ваты к рисунку.
Но можно заняться и объемным творчеством. Покройте стол газетой или какой-то материей, чтобы защитить его поверхность от "снега", и достаньте блестящий металлический поднос. Пусть малыш сделает на нем горы из глины, из теста для игр или пластилина. Предложите ему воздвигнуть горы различной формы - высокие, узкие и невысокие, приземистые. Когда горная цепь будет готова, дайте ребенку клей, чтобы он обрызгал им вершины, а потом посыпал их солью. Одну горку можно посыпать не солью, а сахаром, а еще какую-нибудь мукой. В конце творческого процесса можете обсудить, какие горки белее и выглядят более "снежными".
Снежные пирожные
Если вашему ребенку очень хочется играть со снегом, а вы считаете, что он должен оставаться дома, вспомните о снежных пирожных. Набейте снегом ведро или таз и принесите в дом. Пусть ребенок быстренько натолкает снег в формочки для пирожных и вывалит его на кулинарный поднос. Поставьте эти "пирожные" в морозилку, и потом их можно использовать для угощения кукол, плюшевых зверей или воображаемых друзей. Если ваш ребенок захочет, он может для забавы украсить свои замороженные угощения кусочками жевательной резинки, маленькими шоколадными конфетками или блестками.
Снежные краски
Для разнообразия ваш снег можно сделать цветным. Для этого возьмите полстаканчика воды и добавьте туда пищевого красителя. Дайте ребенку несколько таких стаканчиков с разными красками. Разбрызгивая краски на снег или наполняя им стаканчики, он получит подкрашенный снег, из которого можно делать шарики, разные фигурки или снеговичков.
Это очень удобный момент познакомить ребенка с особенностями цветовой гаммы. Дайте малышу стаканчики с красной и желтой красками, и пусть он выльет половину каждой краски в стаканчик со снегом. Полученный раствор помешайте ложкой, и вы увидите, в каком восторге будет ребенок, когда он поймет, что, соединив красную и желтую краски, можно получить оранжевый цвет..
Прыжки на снежной горе
Когда на улице слишком холодно, чтобы ребенок мог там попрыгать, а прыгать вашему непоседе просто необходимо, сделайте "снежные горы" дома.
Положите подушки на пол там, где посвободнее, чтобы ребенок не мог поранить себя или поломать что-нибудь вокруг. Накройте их белой простыней и объявите их личными снежными горами вашего малыша. Каким-нибудь сказочным заклинанием превратите ребенка в снежного барса, и пусть он попрыгает с одной горы на другую. Понаблюдайте, сколько времени потребуется "барсу", чтобы разрушить горы. Потом пусть он снова построит их.
Консультация для родителей и педагогов "Научите ребенка любить книгу"
Дошкольный возраст – это возраст сказки. Сказка будит воображение ребенка, дает образцы прекрасного и безобразного, доброго и злого. Через сказки дети начинают сочувствовать и сопереживать вымышленным героям, которые становятся знакомыми и близкими. Поэтому маленьким детям обязательно нужно читать сказки – как можно больше. Но выбор самой сказки и конкретной книжки зависят от возраста ребенка.
Первые книжки обязательно должны быть с картинками – желательно с большими, реалистичными и красивыми. Дети обожают рассматривать картинки, выискивают в них мельчайшие подробности, до бесконечности возвращаются к разглядыванию одних и тех же изображений. Картинки помогают малышу лучше представить содержание текста и понять его. Кроме того, они (в отличие от мультиков) позволяют "остановить мгновенье", еще и еще раз вернуться к любимому персонажу и самостоятельно вспомнить, и узнать "про что было в книжке". Так что картинка в детской книжке – это не просто иллюстрация, это своего рода средство проживания и усвоения текста.
Большое значение для понимания сказки имеют повторы, которые порой утомляют взрослых, но очень важны для детей. Узнавание знакомых фраз, текстов, событий дают детям чувство своей осведомленности и устойчивости окружающего, помогают не только запоминанию, но и проживанию, усвоению. Надо сказать, что повторы тех или иных текстов и событий содержатся почти во всех сказках. Самые первые классические детские сказки (Колобок, Репка, Теремок) построены на повторении одних и тех же фрагментов. Вспомним знаменитую песенку Колобка, которая повторяется 5 раз или бесконечные вопросы и ответы "Кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет" - "Я, мышка-норушка, я, лягушка-квакушка…" и т.п. В более сложных народных сказках главный герой совершает как минимум три попытки, чтобы достигнуть своей цели, либо же три сестры или три брата похожим образом испытывают свое счастье. Все эти повторы не только создают поэтику народных сказок, но и помогают проникнуть в их художественный смысл.
Несколько позже (в 4 - 5 лет) в жизнь дошкольника входят авторские сказки – Перро, Андерсена, братьев Гримм, Заходера и пр. При выборе конкретных книжек этих авторов важно обращать внимание не только на картинки, но и на качество текста (т.е. перевода). Дело в том, что многие известные детские сказки изложены совсем не детским языком. Они изобилуют причастными и деепричастными оборотами, взрослыми словами, слишком сложными синтаксическими конструкциями. Все это затрудняет понимание, а значит, делает чтение скучным. Приходится по ходу чтения разъяснять непонятные слова или упрощать слишком взрослый текст. Во всех случаях сказки нужно читать медленно, хорошо артикулируя слова и максимально выразительно. И, конечно, каждую сказку нужно читать не один, а несколько раз, пока ребенок не усвоит ее полностью. От многократного повторения сказка вовсе не надоедает дошкольнику, напротив, она становится все более любимой и своей. Ребенок снова и снова проживает и переживает уже знакомые события и не перестает волноваться за судьбу главных героев, бояться злодеев и радоваться счастливому концу. Время от времени можно возвращаться к уже прочитанному – это доставит ребенку особое удовольствие.
Очень полезно проигрывать знакомые сказки. Например, с малышом можно играть в колобок, репку, теремок. Девочка постарше с удовольствием может стать Золушкой, Василисой Прекрасной или Спящей красавицей, а мальчик – Иванушкой, Принцем или Богатырем. Такие игры помогают усвоить культурный смысл, заложенный в сказках, почувствовать себя героем, утвердить и лучше осознать свое Я". Известно, что дошкольники, находящиеся под впечатлением какой-нибудь книжки, долгое время воображают себя ее главным героем – требуют, чтобы его называли новым именем, сами говорят его словами и стараются во всем походить на него. В этом опять же можно видеть способ проживания и усвоения сказки, и в то же время способ формирования самосознания. Итак, в сказках главное – понимание их смысла, проникновение в их содержание.
Совсем по-другому воспринимаются стихи. Детям обязательно нужно читать стихи, при чем как можно раньше. В детских стихах главное художественная форма - красота звучания, игра рифмованных слов, музыкальность ритмического текста буквально завораживают ребенка. Дети очень чувствительны к ритму и рифме. Они ужасно радуются, когда знакомые или не очень знакомые слова складываются в рифмованные строчки. И, конечно же особое удовольствие они получают от чтения стихов. Одно дело сказать, что летом тепло и сухо, и совсем другое "Лето красное пришло, стало сухо и тепло" - это хочется повторять, под это хочется прыгать и скакать. Гениальные детские стихи Барто, Маршака, Чуковского и конечно же сказки Пушкина специально созданы для детей. Они настолько ясные, звонкие и складные, что их хочется постоянно повторять и заучивать наизусть (впрочем они сами заучиваются и не забываются потом всю жизнь). И хотя эти стихи были созданы очень давно, и на них выросло не одно поколение детей, они совсем не устарели и ничего лучшего в наши дни, кажется, никто не придумал.