Советы воспитателя.

МБДОУ "ДЕТСКИЙ САД компенсирующего вида 

 № 34" г. Орла

Здравствуй Зимушка-Зима!

С наступлением зимы все преобразилось до неузнаваемости. Зеленый лес укрылся белой шубой, река спряталась подо льдом, куда-то подевались бабочки и даже некоторые птицы давно перебрались в теплые края. Для взрослого человека все эти перемены очевидны и понятны. А для малыша? Что знает он о жизни природы зимой?

О пользе наблюдений

Наблюдения за природой вместе с малышом многие из нас считают занятием несерьезным, скучным и не особо важным. Куда важнее, думаем мы, научить кроху читать и считать как можно раньше, решать логические задачи и формулировать собственные выводы. Все это, безусловно, заслуживает внимания. Но именно всевозможные наблюдения как раз и учат кроху думать, анализировать, сравнивать, систематизировать явления, находить связь между причиной и следствием. К тому же наблюдения за живой природой воспитывают эстетически и нравственно, делают ребенка внимательным и чутким, а это для малыша гораздо важнее умения читать в три года.

Не секрет, что городские детишки мало общаются с природой. Да и природы как таковой в больших городах осталось немного. Но сколько бы мы ни рассказывали крохе о временах года и связанных с ними природных явлениях, показывая картинки в книжках и играя в настольные игры, этого все равно недостаточно. Один раз увидеть, как известно, лучше, чем сто раз услышать. И как было бы здорово в выходные отправиться в лес или в городской парк, чтобы кроха смог увидеть своими любознательными глазенками все те волшебные превращения, которые подарила природе зимушка-зима. Да что там парк! Даже во дворе возле дома можно устроить замечательную экскурсию. Только постарайтесь, чтобы общение с малышом не превращалось в лекцию. Задавайте ему вопросы, интересуйтесь его мнением, стремитесь развивать его любознательность - пусть он размышляет в поисках ответов, и не беда, если его догадки не всегда верны. Главное - желание найти истину. Итак, одеваемся потеплее, берем с собой фотоаппарат и отправляемся встречать зиму!

Приметы зимы

Прежде всего, стоит поговорить с малышом о приметах зимы. Пусть он расскажет вам об этом сам. Ведь даже у трехлетнего карапуза уже есть приличный жизненный опыт. Наверняка он скажет, что зимой бывает снег. Верно, а почему? Потому, что зимой холодно. Ведь снег - это замерзшая вода. Летом из тучки идет дождь, а зимой дождевые капельки замерзают и становятся снежинками. Пусть малыш подержит в руках немного снега и сам убедится, что он тает и превращается в воду. Наберите снег в детское ведерко и принесите его домой, понаблюдайте, как он тает, а потом опять заморозьте в морозилке. Гуляя на улице во время снегопада, рассмотрите с малышом крошечки-снежинки. Они все разные и удивительно красивые. Но у всех снежинок есть одно общее свойство. Какое? У всех снежинок одинаковое количество лучей (шесть). Дома сделайте снежинки из бумаги. Детвору это занятие завораживает. Просто дух захватывает, когда разворачиваешь бумагу и гадаешь: а что же там получится?

Если малыш уже имеет какое-то представление о планетах и их вращении вокруг солнца, поговорите с ним о том, почему же зимой становится холодно. Проще всего это сделать при помощи глобуса и настольной лампы. Обратите внимание юного астронома на то, что земная ось немного наклонена и потому солнышко нагревает Землю неравномерно. Когда на одной половинке Земли лето, на другой - зима. Но вот Земля пролетела полкруга вокруг солнца, и зима с летом меняются местами. Можно вырезать из бумаги фигурки детей в зимней и летней одежде, повращать глобус вокруг солнца-лампы и подумать, какое время года будет в разных местах "земли".

Уместно будет поговорить с малышом о зимней одежде, о том, для чего люди ее надевают. Вспомните зимние виды спорта и порассуждайте, почему летом нельзя кататься на санках или лыжах. Поговорите о снегоуборочной технике и ее помощи людям.

Расскажите крохе, что зимой дни становятся короче, а ночи - длиннее. Например, обратите его внимание на то, что в начале осени, когда вы возвращались из садика, еще светило солнышко. Вы успевали погулять, поиграть, поужинать, а на улице все еще было светло. А теперь вы возвращаетесь домой в сумерках. Если малыш не ходит в сад, придумайте другую, понятную ему временную веху. Это может быть вечерняя прогулка или то время, когда приходит с работы папа. Главное, чтобы событие повторялось изо дня в день примерно в одно и то же время. Тогда и уменьшение светового дня будет наглядным.

В гости к деревьям

Самые заметные изменения происходят в живой природе, особенно в мире растений. Наблюдая за деревьями и сравнивая то, как они выглядят весной, летом, осенью и зимой, малыш сможет лучше осознать смену времен года. Хорошо бы выбрать какое-то одно деревце, растущее вблизи от дома, и время от времени приходить к нему, чтобы понаблюдать за его жизнью. Для этих целей лучше всего подходит небольшая березка. Именно березу малыши лучше всего отличают от других деревьев. Вспомните вместе с ребенком, что летом дерево было одето в зеленый наряд, осенью листья начали желтеть и облетать, и к зиме деревце осталось совсем без листочков, голым. Подумайте вместе с малышом, почему так происходит. Расскажите ему, что из промерзшей земли корни уже не могут тянуть воду, да и холодного зимнего солнышка дереву недостаточно, поэтому оно сбрасывает листья и как бы засыпает. И если бы листья не осыпались, ветви могли бы сломаться под тяжестью снега, а с тоненьких голых веточек снег легко соскальзывает, не причиняя дереву вреда.

Рассмотрите вместе с малышом почки на ветках разных деревьев. Сейчас они совсем маленькие, покрыты сверху толстой защитной кожицей, и никакие морозы им не страшны. Разломите почку и покажите малышу.

Если в почке виден крошечный зеленый зародыш, значит, дерево живое, и когда пригреет весеннее солнышко, из почек появятся новые листочки. Можно собрать веточки, упавшие с разных деревьев, поставить дома в воду и устроить маленькую весну среди зимы. Правда, такие "спящие" ветки простоят довольно долго, прежде чем из почек проклюнутся листья. Чтобы ускорить процесс, устройте растениям "ванну" - положите их в теплую воду (30-35° С) и оставьте на 6-12 часов. Затем поставьте в вазу с водой. Уже через несколько дней ветки начнут развиваться и подарят вам с малышом настоящее чудо.

Обратите внимание малыша на ели и сосны. Спросите, изменились ли они с приходом зимы? Нет, они не сбросили свои хвоинки, как лиственные деревья. Так и будут зимовать в зеленом наряде. Объясните, что хвоинки - это те же листики. Но маленьким иголочкам, в отличие от больших листьев, и солнечного света нужно меньше, и воды. Вот елки хвою и не сбрасывают. Зимой хвойные деревья тоже спят, но засыпают позже лиственных и просыпаются раньше.

Наверное, ваш малыш умеет различать некоторые деревья. Но летом это делать легче - помогают листья. А вот зимой, когда они облетели, узнать то или иное дерево или куст совсем непросто.

Это будет интересной исследовательской задачей для крохи. Обратите внимание ребенка на внешний вид дерева, на его кору, поглядите, может, остались где-нибудь на ветках засохшие листочки. Березу сразу можно отличить по коре, иву - по свисающим до земли веткам, некоторые виды тополя - по высокой пирамидальной кроне. На рябине и шиповнике остаются с осени сухие плоды. Именно по ним эти растения очень легко узнать зимой.

Посмотрите, много ли на рябине ягод, и проверьте народную примету. Говорят, что большой урожай рябины - к холодной, суровой зиме. Это и понятно, ведь для многих птиц рябина - настоящее спасение. Ею любят лакомиться дрозды, свиристели, снегири. Если вам повезет, то вы сможете увидеть, как стаи этих северных гостей буквально "сметают" рябиновые грозди в считанные минуты.

А чтобы еще лучше запомнить, где какое дерево, а заодно и погреться, поиграйте в веселую игру. Мама говорит: "Раз, два, три, к березе беги!" А малыш быстро выполняет команду. Так можно бегать и к дубу, и к каштану, и к любому другому дереву, растущему поблизости. А потом будет здорово поменяться ролями, когда ведущим игры станет кроха...

Подготовила  Ермакова О.В.-воспитатель логопедической группы

 

Как заинтересовать детей читать.

  1. Подавайте пример ребенку, показывая ему, что вы любите читать. Держите дома большое количество книг и журналов. Старайтесь, чтобы ваш ребенок увидел вас читающим.
  2. Дайте ребенку полистать вашу книгу. Когда читаете, иногда читайте свою книгу вслух или позвольте ребёнку прочесть её вам. Придумайте определенное время и место для чтения.
  3. Регулярно ходите в библиотеку. Покажите ребенку, где он может найти свои любимые книги и как библиотека работает.
  4. Покупайте своему ребенку книги, заинтересуйте его, например, о животных и птицах, на спортивную тематику, сочетая художественную и документальную литературу.
  5. Придумайте своему ребенку какое-нибудь хобби или деятельность, которая требует чтения и заинтересует его. Играйте в настольные игры, готовьте еду, конструируйте,  потому что такие занятия предусматривают чтение инструкций.
  6. Вовлекайте ребёнка в переписку со своими одногодками.
  7. Играйте в интересную игру «Поиск сокровищ». Спрячьте любую вещь, а затем оставьте письменные инструкцию, которая приведет ребенка в то место, где лежит вещь.
  8. Ходите на экскурсии в зоопарк, цирк, музей и т.д.
  9. Заинтересуйте ребенка сочинять различные истории (как сказки) и записывайте их по ходу рассказа. Сделайте его собственный альбом рассказов, записывая истории и добавляя его собственные рисунки. Когда ребёнок вырастет, он сможет читать свой сборник рассказов вам, другу, младшему брату или сестре.
  10. Если Ваш ребенок — нежелающий читатель, придумайте игру по чтению обыденных вещей, таких как коробка из-под каши, наклейки, старые открытки, комиксы, программы телепередач. На холодильнике или семейной информационной доске оставляйте сообщения, которые его могут заинтересовать.

Как воспитать маленького читателя

  1. Читайте вашему ребёнку всё, что попадается в руки: открытки, газеты, инструкции на коробках из-под детского питания. Это очень важно для ребенка.
  2. Пока ребенок растет, демонстрируйте ему рисунки и сборники сказок. Всё это ведет к изучению им окружающего мира
  3. В библиотеке позволяйте ребёнку выбирать книги самостоятельно.
  4. Регулярно читайте перед сном, это должно стать традицией.
  5. Учите короткие стихотворения — это кратчайший способ привлечь внимание на некоторое время.
  6. Пусть ребёнок читает вслух в то время, когда вы заняты делами по дому и слышите его.
  7. С помощью телевидения также можно привлечь внимание к чтению. Больше читайте обо всем, что интересует вашу семью по телевидению.
  8. Создайте дома небольшую библиотеку, чтобы книги были всегда под рукой. Детскую литературу поставьте на нижнюю полку, чтобы дети могли ее легко достать.
  9. Пусть ваш ребенок увидит как вы читаете. Проговаривайте и обсуждайте то, о чем только что прочитали.
  10. Дарите книги детям. Этим вы дадите понять, что книги — это нечто особенное.

Подготовила Позднякова Р.А.- воспитатель логопедической группы.

Ребенок капризничает. Почему?

Капризный ребенок — источник постоянных конфликтов, неврозов, стрессовых ситуаций для взрослых. Капризы не на пользу и самому ребенку: он становится нервным, постоянно возбужденным, отчего с ним избегают контактировать сверстники. К тому же капризность, не просто неприятное явление, но и опасное, поскольку может перерасти в серьезное заболевание.

Родителям важно знать, какими внешними проявлениями характеризуется капризность, в чем причины ее возникновения, как предотвратить превращение ее в черту характера и как работать с ребенком, чтобы нивелировать это явление.

Капризность — особое поведение ребенка, проявляющееся в нецелесообразных и неразумных действиях, необоснованном сопротивлении указаниями, советам и требованиям взрослых, в стремлении настоять на своем. Она является разновидностью невротической реакций, которая характеризуется раздражительностью и быстрым переходом недовольства с одного объекта на другой. Капризность сопровождается плачем, чрезмерными хаотичными чертами. Обусловливается физиологическими причинами и неправильным воспитанием.

Физиологические причины объективны. К ним можно отнести:

  1. Негативные воздействия на нервную систему ребенка, заболевания, перенесенные матерью во время беременности, в частности инфекционные, а также прием ею в этот период определенной категории лекарств.
  2. Сложные роды, в частности применение щипцов.
  3. Заболевания, перенесенные ребенком, лечение антибиотиками, применение наркоза.
  4. Неудовлетворительное самочувствие (кратковременное и длительное).
  5. Переутомление, истощение нервной системы и всего организма.
  6. Наследственная нервозность.
  7. Адаптационный период, резкое изменение обычного стереотипа жизни.
  8. Краткосрочный физиологический дискомфорт.

Рассмотрим подробнее некоторые из названных причин:

Во время болезни организм ребенка мобилизует свои силы, направляя их на выживание. Эта внутренняя борьба истощает нервную систему ребенка, от чего он становится чрезмерно раздражительным. Достаточно даже незначительного раздражителя, чтобы вывести ребенка из равновесия, вызвать слезы. Итак, когда он болеет, с ним следует обращаться с особым вниманием, позволять ему то, что запрещается в обычных условиях, например: не делать утренней гимнастики, не есть блюдо, которое ему не нравится, не выключать на ночь свет, не оставлять одного т.д.

Не менее сложный и реабилитационный период. Поэтому, не стоит после болезни скоропостижно менять распорядок дня ребенка, который сложился за это время. Надо четко нормировать режим его работы и отдыха. Недопустимо, чтобы истощенный болезнью ребенок интенсивно посещал занятия в музыкальной или художественной школе, занятия по английскому языку. Перегрузка организма в это время приводит к осложнениям, нервным срывам, определенным психическим нарушениям, первым симптомом которых и становится капризность. Во время болезни ребенка надо строго дозировать применение лекарств, по возможности, отдавать предпочтение гомеопатическим средствам лечения. Случаи привередливости детей учащаются весной, когда организму не хватает витаминов, и в период адаптации к новому режиму, новым условиям жизни (даже возвращение в садик после каникул, отпуска). Случаи привередливости учащаются конце недели, учебного года. В данном случае причина привередливости — переутомление. Капризность может определяться перенесенным стрессом. Здесь важно найти способы уменьшить нервное напряжение и умственную нагрузку: увеличить время пребывания ребенка на свежем воздухе, обогатить его рацион витаминами, в случае необходимости оказать своевременную психологическую помощь.

Нервозность, унаследованная от родителей, — опасность двойная, поскольку в таких семьях взрослые обычно не способны создать условия для правильного воспитания ребенка, что только усугубляет его болезненные наклонности. Нервные дети чрезвычайно уязвимы: их легко обидеть, разозлить, их характеризует повышенная тревожность и страхи, они теряют самоконтроль по малейшим причинам. В таких случаях помочь может только квалифицированный детский психолог, который будет работать и с ребенком и с его родителями.

У здорового ребенка капризы могут быть связаны с неосознанной потребностью устранить физиологический дискомфорт. Дети, не осознавая, что они просто голодные, проявляют чрезмерную раздражительность. Поэтому достаточно накормить ребенка — и он успокоится. Аналогичной будет реакция, если ребенка не вовремя положили спать или разбудили, когда он еще не выспался. Следует позаботиться о достаточной продолжительности ночного сна, предусмотреть еще и дневной сон.

Из народной мудрости известно после чрезмерного смеха бывают крупные слезы. Это касается и детского поведения. Интенсивные подвижные игры, длительные проявления положительных эмоций, просмотр остросюжетных мультфильмов, большое количество ярких рисунков забирают у ребенка большое количество энергии. Это приводит к нервному истощению и обуславливает резкий переход от радости к слезам, капризам. Лучший способ — положить ребенка спать.

Здоровые энергичные дети часто капризничают из-за нехватки двигательной деятельности и необходимости долго заниматься однообразным неинтересным делом.

Причиной раздражения могут быть:

  • Слишком теплая или тесная одежда;
  • Значительные перепады атмосферного давления;
  • Приближение непогоды;
  • Душный воздух в комнате.

Капризность, вызванная физиологическим дискомфортом, — нормальное явление, которое можно наблюдать у всех детей без исключения и которое не представляет угрозы, если взрослые на него вовремя реагируют. Однако, если позволить ему укорениться, превратиться в обычный стереотип поведения, бороться с ним будет чрезвычайно сложно.

Подготовила Сенина Г.Ю.- воспитатель средней группы.


Игрушка в жизни ребенка

Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игрушка, в данном случае, выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми, надлежит ребёнку. Игра, как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности.

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определённым педагогическим и художественно-эстетическим требованиям.
В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда), технические (транспортные, конструкторы и т.д.), игрушки-орудия труда (молоток, отвёртка, щётка для подметания, грабли, лопатка, иным словом игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых), игрушки-забавы: театральные, музыкальные. Крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы, большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительства способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребёнка движениям и ориентировке в пространстве. Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмеримые с ростом ребёнка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, мелкие не годятся. Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребёнка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно со всеми детьми. При отборе игрушек должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, игрушки, телевиденье. Очень важно, чтобы в подборе игрушек способствовал формированию у ребёнка правильных представлений об окружающем. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости её компотом». Игрушка для ребёнка полна смысла.

Дети четырёх-пяти лет осуществляют игровые действия чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом и словом. В этом возрасте особенное значение приобретают те предметы, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки. Бусы, фартуки, халаты. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку. Врачу необходимы халат, стол для приёма, палочка-градусник, шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы. У больных «детей» должны быть свои «мамы» и «папы».

Правильное руководство игрой со стороны взрослых делает её содержательной, подлинно ведущей в дошкольном возрасте, существенно расширяет кругозор ребёнка.

Однако никакое обилие игрушек, позволяющее, казалось бы, развернуть самые сюжетные игры, не заменит ребёнку товарищей по игре. Вынужденная необходимость играть одному, иногда, может привести к перевозбуждению его нервной системы. Играя один, ребёнок возбуждается от обилия взятых на себя ролей. Естественно, после игры он будет излишне подвижным, раздражительным, «крикливым». Но такая же игра в коллективе сверстников не вызывает у ребёнка подобной реакции.

Многие дети используют в игре не только игрушки, но и приспосабливают для этого другие предметы. Диван может стать пароходом, стулья – вагонами поезда, шишки – смешными ёжиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребёнка, развитие его фантазии. К сожалению, не все взрослые понимают это. Надо обогащать игру игрушками-самоделками, в том числе из природного, бросового материала.

Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка. Выбирайте её обдумано для своего ребёнка.

Подготовила Пермякова В.В.- воспитатель младшей группы.


Консультация для родителей

«Экологическое воспитание детей в семье»

Экология - это наука, и произошла она от слова ойкас - дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, мы дышим чем мы живём. Их дошкольной педагогике появлялось новое направление воспитания - экологическое воспитание.

С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животноеи полюбоваться красивыми цветами.

Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой «дом», в котором есть всё для его жизни. Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят. Нужно доступно объяснить ребенку, что ломать ветку дерева нельзя, особенно зимой. Обратите внимание ребёнка на красоту, какие они красивые в инее. Зимой они спят и у них только мы защитники.

Нужно корни укрыть снегом, объясняя, что мы помогаем им выжить зимой. Бывая с детьми зимой в лесу, обратите внимание на тишину в лесу, её красоту и как хорошо дышится в лесу.

Весной природа преображается, и мы радуемся каждой новой травинке и новым листочком. Начинается работа на даче и дети помогают вам пусть совсем мало, но они тянутся к этому, видя, как этим занимаетесь вы. У дачных массивов есть лес, вы бываете там с детьми. Мы все тянемся к природе, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом, послушать журчание ручейка. Мы взрослые собираем цветы и лекарственные травы, нарвите только столько, сколько вам нужно, и старайтесь не рвать с корнями.

Собирая в лесу грибы и ягоды, берите только те, которые вы знаете, а другие не трогайте. Они нужны животным, они ими питаются и лечатся. Как, например, гриб мухомор, он такой красивый, полюбуйтесь им, но не трогайте его, придёт лось и он ему пригодится для лечения. Чтобы грибы не исчезали у нашего леса, не нарушайте грибницу, объясните детям, что грибы нужно срезать ножиком, здесь вырастет новый гриб.

Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы взрослые. Не смогли научить видеть красивое и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало.

Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет класть туда корм. Хотите порадовать ребёнка, заведите ему попугайчиков или щегла, черепаху или хомячка. Объясните и научите, какправильно за ними ухаживать и ребёнок будет счастлив. У многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. И если вы завели себе животное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, они ведь животные и доверяют людям. Пожелание вам воспитывать у детей чувство сострадания, учите видеть красоту окружающего мира и это не пройдёт даром. Если ребенок будет бережно относится ко всему и беречь этот «дом» -ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам взрослым.

Подготовила Самохина Е.Г.- воспитатель старшей группы.

 


© DS34orel

Бесплатный хостинг uCoz